Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 23 марта 2022 г.

А.Ф.ПИСЕМСКОМУ –200 ЛЕТ


Март не богат на литературные юбилеи. Самый крупный из них – сегодняшний: 
200 лет со дня рождения Алексея Фео-филактовича Писемского (1821-1881), писателя сегодня почти забытого, но в своё время очень даже популярного, вокруг творчества которого кипели нешуточные страсти. После чтения его фельетонов писателя и на дуэль вызы-вала либерально-демократическая бра-тия, и город проживания Писемскому приходилось менять, скрываясь от не-доброжелателей. Всё было.

А.Ф.Писемский родился в Костромской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. Закончил физико- математическое отделение философ-ского факультета Московского универ-ситета. 

С 27 лет он публиковал в журнале Пого-дина "Москвитянин" свои повести и ро-маны. Начинающий писатель уже тогда слыл мастером «рассказоведе́ния» и увлекательного сюжетостроения. В се-редине XIX века Писемский по своему литературному весу не уступал Л.Тол-стому и Достоевскому. Его сочинения были переведены на все европейские языки и активно обсуждались в толс-тых журналах. 

Владимир Шулятиков в статье «Памяти Писемского», написанной к 20-й годов-щине смерти писателя, говорит о том, самом счастливом времени в его творчестве:

«Писемский в глазах общества был несомненным прогрессистом: тогда он играл видную роль в рядах писателей, работавших над ниспровержением романтического мировоззрения, тогда он развенчивал беспочвенных идеа-листов, "лишних людей" и хищников-романтиков, ... тогда он ратовал против крепостничества, тогда он шёл к "наро-ду", изучал народный быт и народную "душу", тогда он требовал трезвого от-ношения к действительности со сторо-ны писателя...».

Роман «Тысяча душ» (1858) – самое значительное произведение в твор-честве писателя. Он работал над ним около пяти лет. Книга считается ред-ким для русской литературы примером «делового романа». Сильно и убеди-тельно раскрыты в нём быт и нравы старой России, причём, как провин-циальной, так и столичной. Читая о тщетности борьбы главного героя с продажностью системы, видно отноше-ние самого Писемского к поднятым в нём остросоциальным проблемам.

Писатель напряжённо искал собствен-ный «третий путь» между либералами и консерваторами, западниками и славя-нофилами.

«Основой его мировоззрения навсегда остался несколько скептический здра-вый смысл вместе с сильным русским самосознанием; чужестранное его не интересовало, но ни Россию, ни русских он не идеализировал и не разделял на-ционалистического идеализма славя-нофилов» (Д.С.Мирский).

Комментариев нет:

Отправить комментарий