Сверхповесть "Зангези" и сборник "Спички судьбы" – два новых издания, вышедшие в юбилейном для В.Хлебникова 2020-ом году.
В читательском восприятии литературного творчества Хлебникова его проза стоит, видимо, на последнем месте после поэзии и драматургии. И уже за прозой следуют его естественно-научные, филологические и философско-числовые труды.
Но в иерархии ценностей самого поэта поэзия вовсе не занимала главенствующее место. Хлебников шёл к поэтическому слову от естествознания, филологии и математики. И в итоговых заметках 1922 года под названием "Что я изучил" он этот перечень так и начинал: "Звери. Азбука. Числа".
Стихи не были и "первым языком" Хлебникова в литературе. Самые ранние его литературные опыты, которые он в 1904 году посылал Горькому, были прозаическими, а первое произведение, которое было опубликовано, – стихотворение в прозе "Искушение грешника" (1908).
А вот ещё мнение Р.В. Дуганова, исследователя творчества Хлебникова и составителя первого сборника прозы и статей поэта в 1988 году: он считает, что в отношении к литературному творчеству Хлебников "не был ни прозаиком, ни поэтом, ни драматургом, он прежде всего был с л о в е с н ик о м, для которого разные виды речи, раздельные роды и виды литературы были только разными способами существования единого Слова..." – в стихе, драматургии, прозе и даже в научном описании.
Хотелось привести только небольшой прозаический отрывок из Хлебникова. Но оторваться от этой прозы совершенно невозможно: поэзия, ритм, чуть не в каждой лексической единице словотворчество...
Казалось, непривычные слова должны затруднять чтение, но на самом деле они совсем не мешают изображённую поэтом картину очень чётко представить.
Поэтому здесь весь абзац стихотворения в прозе "Искушения грешника", разделённый очень созвучным с этой прозой стихотворением "Времыши-камыши":
Велимир Хлебников. Искушение грешника
«...И были многие и многия: и были враны с голосом «смерть!» и крыльями ночей, и правдоцветиковый папоротник, и врематая избушка, и лицо старушонки в кичке вечности, и злой пёс на цепи дней, с языком мысли, и тропа, по которой бегают сутки и на которой отпечатлелись следы дня, вечера и утра, и небокорое дерево, больное жуками-пилильщиками, и юневое озеро, и глазасторогие козлы, и мордастоногие дива, и девоорлы с грустильями вместо крылий и ногами любови вместо босови, и мальчик, пускающий с соломинки один мир за другим и хохочущий беззаботно, и было младенцекаменное ложе, по которому струились злые и буйные воды, и пролетала низко над землёй сомнениекрылая ласточка, и пел влагокликий соловей на колковзором шиповнике, и стояла ограда из времового тёсу, и скорбеветвенный страдняк ник над водой, и было озеро, где вместо камня было время, а вместо камышей шумели времыши..."
В.Хлебников. Времыши-камыши
Времыши-камыши
На озера береге,
Где каменья временем,
Где время каменьем.
На берега озере
Времыши, камыши,
На озера береге
Священно шумящие.
1908
«И забились грустняки над озером. И плавал правдохвостый сом, и давала круги равенствозубая щука, и толчками быстрыми и незаметными пятился назад — справедливость — клешенный рак. И шествовала времяклювая цапля и глотала лягушей с мировой икрой, на приятноватых ногах, и был старец, возделывавший лжаное поле, и молодёжеперый кур застыл перед проведённой чертой.
И свирелью подносила к устам девушка морель, и пролетала зарянка с молитвовыми перьями над озером грустин, и небо было небато взорами женщин...».
1908
Сверхповесть "Зангези" и сборник "Спички судьбы" – два новых издания, вышедшие в юбилейном для В.Хлебникова 2020-ом году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий