Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 28 марта 2022 г.

«... В МЫСЛЬ БЕССМЕРТНУЮ ... ПОВЕРИТЬ...»

Могила Евгения Абрамовича Боратынского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры

Александр Кушнер

"Я посетил тебя, пленительная сень…»
                                       Е. Боратынский

Я посетил приют 
холодный твой вблизи
Могил товарищей твоих 
по русской музе,
Вне дат каких-либо, 
так просто, не в связи
Ни с чем, – задумчивый, 
ты не питал иллюзий
И не одобрил бы меня,
Сказать спешащего, 
что камень твой надгробный
Мне мнится мыслящим 
в холодном блеске дня,
Многоступенчатый, 
как ямб твой разностопный.

Да, грузный, сумрачный, 
пирамидальный, да!
Из блоков финского гранита.
И что начертано на нём, не без труда
Прочел, – стихи твои, 
в них борется обида
И принуждение, они не для резца,
И здешней мерою 
их горечь не измерить:
«В смиренье сердца надо верить
И терпеливо ждать конца».

Пусть простодушие 
их первый смысл возьмёт
Себе на память, мне-то внятен
Душемутительный и двухголосый тот
Спор, двуединый, 
он, так скажем, деликатен,
И сам я столько раз ловил себя, томясь,
На раздвоении и верил, что Незримый
Представит доводы 
нам, грешным, устыдясь
Освенцима и Хиросимы.
 
Лети, листок
Понурый, тлением покрытый, пятипалый.
На скорбный памятник, 
сперва задев висок
Мой, – мысль тяжёлая – 
и бедный жест усталый,
Жгут листья, 
вьющийся обходит белый дым
Тупые холмики, 
как бы за грядкой грядку.
И разве мы не говорим
С умершим, 
разве он не поправляет прядку?

И, примирение к себе примерив, я
Твержу, что твёрдости 
достанет мне и силы
Не в незакатные края,
А в мысль бессмертную 
вблизи твоей могилы
Поверить, – вот она, живёт, растворена
В ручье кладбищенском 
и дышит в каждой строчке,
И в толще дерева, и в сердце валуна,
И там, меж звёздами, вне всякой оболочки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий