Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 25 марта 2022 г.

ДАВИД КУГУЛЬТИНОВ. ЗАВЕЩАНИЕ


13 марта, в день, когда поэту исполни-лось 100 лет, в Пушкинском сквере Элисты открылся памятник Народному поэту. Автор скульптуры – Народный художник России Салават Щербаков сказал: «Работая над образом Давида Кугультинова, я узнал многое об исто-рии, традициях, духовности и колос-сальном опыте, накопленном калмы- ками. Творчество Давида Кугультинова – это кладовая духовных ценностей, в которых сейчас остро нуждается земной шар...».

Давид Кугультинов. Завещание

Где б, какими пути мои ни были,
По чужой ли, по нашей земле,
По железной дороге, по небу ли –
Ты со мною – всегда, ты – во мне.

Нарастают пространства великие,
От тебя я безмерно далёк,
Но внезапно лик твой, Калмыкия,
Точно малый блеснёт огонёк.

И горит в уме, разгорается
Огонёк, чуть видный сперва,
И душа моя согревается,
Накипают, зреют слова.

И, путями разными следуя –
На лету, на плаву, на ходу, –
Завожу с тобою беседу я,
Разговор беззвучный веду...

Пусть не раз ты смерчами песчаными
Застилала солнечный свет,
Пусть пугала не раз буранами,
Заметала позёмкой след,

Пусть заботой суровой смолоду
Наделила на все года,
Жгла, терзала муками голода,
Справедливой была не всегда, –

Всё ж меж чуждых гор, меж столицами,
В распрекрасном любом краю
Без тебя – к кому притулиться мне,
С кем тоску утолить мою?!

Тяжесть мук моих, когда надолго
Разлучён был с тобой судьбой,
Превратилась в лёгкую радугу,
Только встретился вновь с тобой.

В те года, когда, горе мыкая,
Думал: кто б пожалел меня?
Не к тебе ль я взывал, Калмыкия?..
Ты во всех несчастьях – броня!..

А разлука наступит вечная –

Верю я! – о смерти моей
Ты заплачешь, хоть не был, конечно, я
Лучше всех других сыновей.
Но за то, что вдали, незримая,
Окрыляла мой каждый стих,
Будешь ты вспоминать, любимая,
Обо мне, о песнях моих...

В пору ясную, в пору грозную,
Будь то солнечно иль темно,
В ночь ли звёздную иль беззвёздную
Было небо у нас одно.

Пусть огромна земля, которая
Всем нам – родина с первых дней,
Но всегда был моей опорою
Лишь один уголок на ней.

Поздним вечером, ранней зорькою
Лишь тобою душа полна,
Моя сладкая, моя горькая,
Небом данная мне страна!..

Так шуми, цвети степью, нивою,
Белый свой расширяя путь!
Благодатною и счастливою,
Навсегда живою пребудь!
(Перевод с калмыцкого)

Комментариев нет:

Отправить комментарий