Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 31 марта 2022 г.

ПИРОСКАФ


Пёстрый марсельский порт, лазурь Средиземного моря. Отсюда семья Боратынских отправлялась в Неаполь на пироскафе. 🚢 Пироскаф – новое морское чудо, бегущее по 🌊 волнам не столько с помощью парусов, сколько силой огня и пара. Слова "пароход" ещё не придумали.

Море не обмануло. Оно такое же, как в отроческих мечтаниях. Когда-то его отец и дядьки-моряки, ставшие адми-ралами, служили во флоте. И сам Евге-ний был как будто предназначен для морской службы. За все три дня плава-ния (качки) морская болезнь обошла его, как и младшего сына Колю, сторо-ной. По всему, море – его родная сти-хия. Это видно и по стихам, написан-ным во время плавания, – ясным, му-жественным, сильным.

ПИРОСКАФ
Дикою, грозною ласкою полны,
Бьют в наш корабль 
средиземные волны.
Вот над кормою стал капитан.
Визгнул свисток его. Братствуя с паром,
Ветру наш парус раздался недаром:
Пенясь, глубоко вздохнул океан!

Мчимся. Колёса могучей машины
Роют волнистое лоно пучины.
Парус надулся. Берег исчез.
Наедине мы с морскими волнами;
Только что чайка вьётся за нами
Белая, рея меж вод и небес.

Только вдали, океана жилица,
Чайке подобна, вод его птица,
Парус развив, как большое крыло,
С бурной стихией в томительном споре,
Лодка рыбачья качается в море, –
С брегом набрежное скрылось, ушло!

Много земель я оставил за мною;
Вынес я много смятенной душою
Радостей ложных, истинных зол;
Много мятежных решил я вопросов,
Прежде чем руки 
марсельских матросов
Подняли якорь, надежды символ!

С детства влекла меня сердца тревога
В область свободную влажного бога;
Жадные длани я к ней простирал.
Тёмную страсть мою днесь награждая,
Кротко щадит меня немочь морская,
Пеною здравия брызжет мне вал!

Нужды нет, близко ль, 
далёко ль до брега!
В сердце к нему приготовлена нега.
Вижу Фетиду; мне жребий благой
Емлет она из лазоревой урны;
Завтра увижу я башни Ливурны,
Завтра увижу Элизий земной!
(Апрель, 1844. Средиземное море)

Комментариев нет:

Отправить комментарий