Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 12 марта 2022 г.

Е.А.Боратынский. Эпиграммы

Е.А.Баратынский. Неизвестный художник. 30-е годы XIX века

В начале XIX века стремительный взлёт в своём развитии совершила русская эпиграмма. Теоретиком и истолкователем жанра "окогчённой летуньи", как метко окрестил эпиграмму Баратынский, стал Пушкин. Но каждый из поэтов того времени, обращавшихся к этому жанру, внёс свою посильную лепту, и вместе они подняли русскую эпиграмму на невиданную до того высоту.

Изящная тонкая шутка, меткая насмешка, глубокая ирония, сарказм и разящий громоподобный приговор, смертоносное политическое оружие – так огромен сатирический диапазон эпиграммы.

Искусство мгновенного обнажения низменной сути "героя", точность словесного выражения, прекрасное владение рифмой, ритмом поставили эпиграмму в ряд ведущих и весьма популярных жанров русской литературы.

Эпиграмма вершит суд в веках, невзирая на чины и звания, осуждая своих персонажей на бессмертие позора. С этим несмываемым клеймом живут в памяти потомков вдохновители реакции, мракобесы, осуждённые на вечное посрамление продажные журналисты, издатели, жандармы, оберпрокуроры и пр.

Е.А.Баратынский – один из наиболее представительных из блистательной когорты эпиграмматистов пушкинского времени.

***
Окогчённая летунья,
Эпиграмма-хохотунья,
Эпиграмма-егоза
Трётся, вьётся средь народа
И завидит лишь урода —
Разом вцепится в глаза.
1826

***
Дамон! ты начал – продолжай, 
Кропай экспромты на досуге; 
Возьмись за гений свой: пиши, черти, марай; 
У пола нежного в бессменной будь услуге; 
Наполни вздохами растерзанную грудь; 
Ни вкусу не давай, ни разуму потачки –
И в награждение любимцем куклы будь 
Или соперником собачки. 
1819

<На Д.И. Хвостова>
Поэт Писцов в стихах тяжеловат,
Но я люблю незлобного собрата:
Ей-ей! не он пред светом виноват,
А перед ним природа виновата.
1820

<На А.А. Аракчеева>
Отчизны враг, слуга царя, 
К бичу народов, самовластью,
Какой-то адскою любовию горя, 
Он незнаком с другою страстью.
Скрываясь от очей, злодействует впотьмах, 
Чтобы злодействовать свободней.
Не нужно имени: у всех оно в устах,
Как имя страшное владыки преисподней.
1825

<На В.И. Панаева>
Идиллик новый на искус
Представлен был пред Аполлона.
«Как пишет он?» — спросил у Муз
Бог беспристрастный Геликона, —
«Никак негодный он поэт?» —
— Нельзя сказать. — «С талантом?» — Нет;
Ошибок важных, правда, мало;
Да пишет он довольно вяло. —
«Я понял вас; в суде моём
Не озабочусь я нисколько:
Вперёд ни слова мне о нём.
Из списков выключить — и только».
1827

<На Ф.В. Булгарина>
Поверьте мне, Фиглярин-моралист
Нам говорит преумиленным слогом:
"Не должно красть, - кто на руку нечист,
Перед людьми грешит и перед богом;
Не надобно в суде кривить душой,
Нехорошо живиться клеветой,
Временщику подслуживаться низко;
Честь, братцы, честь дороже нам всего!"
Ну что ж? Бог с ним! всё это к правде близко,
А может быть, и ново для него.
1829

Комментариев нет:

Отправить комментарий