Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 25 марта 2022 г.

ДАВИД КУГУЛЬТИНОВ: «Я СМЕРТИ НЕ БОЮСЬ...»


***
Так пишут иные о смерти поэта:
«Ушёл он... А песня его недопета».
Да это ж неправда!.. 
Ну как объяснить им?!
Когда недопетое слышат наитьем,
Так, значит, 
стихи завершились в начале,
Чтоб вы их в душе продолжали, кончали..

«Ушёл, не докончив...».
Да разве он вправе?!
Ушёл, потому что вложил, переплавя,
Все клеточки сердца в иную основу...
Ушёл, потому что сказал своё слово.

...А если себя он не высказал в этом,
Тогда понапрасну он звался поэтом.
(Перевод с калмыцкого)

Давид Кугультинов умер 17 июня 2006 года, немного не дожив до 85-летнего юбилея. Он похоронен на городском кладбище Элисты рядом с женой Алевтиной Григорьевной, с которой познакомился в ссылке в Норильске и с которой прожил долгую счастливую  жизнь. Алевтина Григорьевна ушла в том же году тремя месяцами раньше.

***
Когда, подобно счетоводу,
Ты станешь подводить итог:
«Тому принёс я как-то воду.
Другому хлеба дал кусок...»,
Пред тем, как скажешь эту фразу,
И то, что быть должно в тени,
Поднимешь кверху – для показу,–
Себя скорее ущипни!
Баланс твой жалок чрезвычайно,
Он все дела перечеркнёт.
Лишь то Добро, что делал тайно,
Умножить может твой почёт.

***
Проходят дни, зовут меня вперёд,
А сами остаются за спиной,
Как будто умирают там, за мной…
Хоть каждый день минувший, 
каждый год
В сегодняшнем отобразился дне, –
Но прошлое уж неподвластно мне.
Дни умирают позади меня,
Рождая чувство завтрашнего дня,
Которым я наполнен до краёв
(Не в нём ли смысл и радость бытия?),
То «завтра», над которым властен я,
То чувство, без которого я мёртв.

***
Я смерти не боюсь.
Могильную гряду,
Чтоб вновь увидеть мир 
и вновь ему дивиться,
Раздвину как-нибудь 
и деревом взойду
Иль птицей обернусь
И стану петь, как птица.
Боюсь лишь одного –
Что с другом, может быть,
Судьба столкнет меня 
в той оболочке новой…
Сумею ль я его
Позвать, оповестить,
Утратив дивный дар – 
людское наше слово?!
(Перевод с калмыцкого)

Комментариев нет:

Отправить комментарий