Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 12 марта 2022 г.

БОРИС ПАСТЕРНАК В ЧИСТОПОЛЕ

Борис Пастернак в Чистополе

Борис Пастернак оказался в Чистополе 19 октября 1941 года с последней волной эвакуации и прожил здесь до лета 1943 года.

Отношение к войне у Пастернака было подобно тому, какое высказала однажды в одном из своих писем Анна Ахматова: "...эта война переделает всю нашу жизнь". 
С первых дней войны он осознал масштаб трагедии и понял, что вместе с гибелью человеческих масс людей будет постепенно оставлять страх.

Война всё меняла, срывала ложные покровы, превращала частную боль в общую, отдельное страдание в коллективную беду. Главное, без чего задыхались писатели, – возможность слышать правду и разговаривать с людьми на общем языке. И вот здесь вдруг самые обыкновенные люди стали понимать, говорить открыто, выражать то, что они думали всё время. 

Пастернак полагал, что новое понимание пришло ко всем, и всерьёз считал, что и другие не могут не видеть тех же изменений в мире, в людях, что и он сам. Но перемены в умах происходили гораздо медленнее. Большое число воевавших писателей осмыслили свой опыт только годы спустя...

"...Мил моему сердцу Чистополь. И зимы в нём, и жители, и дома..." – так писал Пастернак. Сердечные, искренние воспоминания о городе поэт сохранил до конца своей жизни. Чистопольская жизнь зимой 1941 и 1942 годов давалась поэту трудно, но он был терпелив, вынослив, прост и скромен.

В военные суровые дни Пастернак писал стихи и статьи о войне, занимался переводами шекспировских трагедий, выступал с чтением своих стихов на писательских вечерах в Доме учителя.

Борис Пастернак

***
                   В альбом В.Д. Авдеева
Грядущее на всё изменит взгляд,
И странностям, на выдумки похожим,
Оглядываясь издали назад,
Когда-нибудь поверить мы не сможем.

Когда кривляться станет ни к чему
И даже правда будет позабыта,
Я подойду к могильному холму
И голос подниму в её защиту.

И я припомню страшную войну,
Народу возвратившую оружье,
И старое перебирать начну,
И городок на Каме обнаружу.

Я с палубы увижу огоньки,
И даль в снегу, и отмели под сплавом,
И домики на берегу реки,
Задумавшейся перед рекоставом.

И в тот же вечер разыщу семью
Под каланчою в каменном подвале,
И на зиму свой труд обосную
В той комнате, где Вы потом бывали.

Когда же безутешно на дворе
И дни всего короче и печальней,
На общем выступленьи в ноябре
Ошанин познакомит нас в читальне...
1942

Валерий Авдеев, в альбом которому Борис Пастернак записал эти стихи, был младшим сыном чистопольского доктора Д.Д. Авдеева. Дом Д.Д. Авдеева в годы войны стал своего рода литературным салоном Чистополя. Здесь всегда были свет, тепло, чай и угощение. Для озябших в чужих краях писателей такие вечера были настоящим праздником. А для Авдеева принимать столичных знаменитостей было огромной честью. 

Валерий Авдеев заведовал кафедрой биологии в местном учительском институте. Но кроме ботаники он увлекался также живописью и поэзией. В доме была хорошая библиотека. Для Пастернака он стал очень близким человеком. 

В Чистополе Пастернак почти физически ощущал близость Елабуги, где была похоронена М.И. Цветаева. Не случайно именно В. Авдеева после войны Пастернак снова просит поискать в Елабуге могилу Цветаевой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий