Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 17 марта 2022 г.

ОБ ОДНОМ ПОРТРЕТЕ

А.С.Пушкин. Рисунки на черновиках "Полтавы". Конец ноября 1828 года

Т.Г. Цявловская пишет, что внешность Боратынского считалась трудно представимой из-за того, что десять известных прижизненных его портретов мало схожи между собой и более того – даже противоречивы. И с этим трудно не согласиться.

И только рисунок (набросок) Пушкина, обладавшего даром острого ви́дения, на черновиках "Полтавы" воскрешает истинный облик поэта. По мнению Цявловской, Боратынский, нарисован- ный Пушкиным, "самый достоверный портрет его. Он являет облик поэта-философа". 

В 80-м году прошлого века утвержде- ние о том, что на черновике Пушкиным изображён именно Боратынский, было подвергнуто сомнению В.Г.Загвозки- ной. И у сомнения этого был свой резон. Как отмечает исследователь Андрей Чернов, "у Евгения Абрамовича была очень подвижная внешность. 20-летним он ещё не приобрёл того орли- ного, летящего вперёд профиля".

Пушкин выполнил свой рисунок в ноябре 1828 года, а известная литогра- фия с изображением Боратынского (профиль с высоким лбом) относится к началу 40-х годов. Таким образом, на четыре десятилетия этот рисунок Пушкина попал в опалу.

В наши дни Андрей Чернов снова исследует черновик Пушкина и доказывает, что Цявловская всё же была права. Он задаётся вопросом, почему портрет Боратынского и сопут- ствующие ему иллюстрации появились на черновике "Полтавы"? И связывает изображённое Пушкиным с финлянд- ской поэмой Боратынского "Эда". 

Чернов внимательно рассматривает весь листок и видит над морской гладью косматый дух моря, о котором Боратынский пишет в поэме. Сидящий в нижней части черновика – тоже Боратынский. А слева, над его профи- лем, облачённый в белые одежды бог, за спиной которого нечто заштрихован-ное, похожее на грот, а на самом деле – срывающийся замёрзший водопад. И это ещё одна иллюстрация к лирике Боратынского:

Сковал потоки зимний хлад
И над стремнинами своими
С гранитных гор уже висят
Они горами ледяными...

От "Эды", как известно, Пушкин был в восторге. Он писал о поэме, как о про- изведении, "замечательном оригиналь-ной своей простотою, прелестью рас-сказа, живостью красок и очерком характеров слегка, но мастерски означенных".

Налицо, утверждает Чернов, парал- лельность сюжетов: юная влюблённая финляндка Эда и гусар-соблазнитель; юная Мария и Мазепа. В "Полтаве", уве-рен А.Чернов, Пушкин Боратынскому подражает.

7 апреля 1829 года Пушкин подарил Боратынскому поэму "Полтава". Этот экземпляр с дарственной надписью сохранился. И теперь мы знаем, что подарок этот совсем не случаен.

Е.А. Боратынский. Эда
Эпилог
Ты покорился, край гранитный,
России мочь изведал ты
И не столкнёшь её пяты,
Хоть дышишь к ней 
враждою скрытной!
Срок плена вечного настал,
Но слава падшему народу!
Бесстрашно он оборонял
Угрюмых скал своих свободу.
Из-за утёсистых громад
На нас летел свинцовый град;
Вкусить не смела краткой неги
Рать, утомлённая от ран:
Нож исступлённый поселян
Окровавлял её ночлеги!
И всё напрасно! Чудный хлад
Сковал Ботнические воды;
Каким был ужасом объят
Пучины бог седобрадат,
Как изумилися народы,
Когда хребет его льдяной,
Звеня под русскими полками,
Явил внезапною стеной
Их перед шведскими брегами!
И как Стокгольм оцепенел,
Когда над ним, шумя крылами,
Орёл наш грозный возлетел!
Он в нём узнал орла Полтавы!
Всё покорилось. Но не мне,
Певцу, не знающему славы,
Петь славу храбрых на войне.
Питомец муз, питомец боя,
Тебе, Давыдов, петь её.
Венком певца, венком героя
Чело украшено твоё.
Ты видел финские граниты,
Бесстрашных кровию омыты;
По ним водил ты их строи.
Ударь же в струны позабыты
И вспомни подвиги твои!
1824-1826

Комментариев нет:

Отправить комментарий