Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 31 марта 2022 г.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРОПЕЙСКИМ МОРЯМ


Сегодня, в день рождения Д.В.Григоро-вича, в стране отмечается его 200-лет--ний юбилей.

Был в биографии писателя очень инте- ресный факт: целый год он плавал на военном корабле, огибая европейский континент. Посетил немало стран и свои впечатления от этого путешествия оформил в книге «Корабль "Ретвизан". Год в Европе и на европейских морях». Эта книга, возможно, не столь известна и популярна, как «Фрегат "Паллада"» И.Гончарова, но стои́т в одном с ней ряду и продолжает традицию морских путешествий, рассказанных русскими писателями-классиками.

В 1858 году Григорович получил пред- ложение от канцелярии Морского ми-нистерства поучаствовать на военном корабле в кругосветном плавании. По примеру И.А. Гончарова, автора «Фрега-та "Паллады"», Григорович должен был сделать описание путешествия для «Морского сборника».

«Возможность объехать свет, увидеть незнакомые страны, куда давно влекло воображение, испытать ряд новых впечатлений – всё это было слишком соблазнительно, чтобы не воспользо-ваться таким случаем», – писал Григо-рович в мемуарах.

В августе 1859 года корабль «Ретвизан» отплыл от Кронштадта, чтобы совер-шить путешествие по маршруту, прохо-дящему через Испанию, Италию, Гре-цию и так далее. По следам своего пу-тешествия Григорович опубликовал серию очерков «Корабль "Ретвизан"». 

По мнению специалистов наиболее интересными и содержательными стра-ницами путевых очерков Григоро-вича являются страницы, посвящённые искусству европей- ских стран. Говорят, что они могут соперничать с искусство-ведческими исследованиями. Менее удачны исторические экскурсы и раз-мышления об экономике.

Приведу отрывок, в котором писатель рассказывает о посещении Дании. Что путешественник здесь увидел интерес-ного для себя?..

«Выехав за город, мы предоставили кучеру возить нас три часа куда ему угодно.

Вечер был чудесный. Запах скошенного се- на, носившийся в чистом, свежем воздухе, необыкновенная тишина и кроткий, мирный вид окрестности... получало тройную прелесть: точно вдруг в рай попали!.. Часто между по-лями, весело освещёнными захо- дящим солнцем, темнеют, как остров-ки, группы дерев; между стволами белеет домик; красноватая черепичная кровля просовывается кое-где между ветвями...

Проезжая мимо такого домика, я спро-сил у моих спутников: можно ли войти. Так как это оказалось очень возмож-ным, я велел кучеру остановиться.

Нас радушно встретила какая-то очень чисто одетая женщина. В хижине всего три комнатки; но они выштукатурены и выбелены, как словно вчера. По стенам висят в рамках картинки, большею частью библейского содержания; сто-лы, стулья, полки, шкапы, тарелки, мис-ки, горшки, выставленные на полках, – всё это сияет чистотою, пол усыпан песком, но что более всего меня пора-зило, так это постели хозяев: тюфяк, покрытый чистыми простынями и оде-ялом; на подушках наволочки, и они так же чисты, как и все остальные.

Хозяева между тем вовсе не фермеры; они не более как простые хлебопашцы, нанимающие несколько десятин у со-седнего помещика.

Счастливая Дания!»
(Григоровичу Д.В. «Корабль "Ретви-зан" ». Из II главы: «Датский ландшафт»).

Вот эта разница в условиях жизни датского и русского хлебопашцев более всего и поразила писателя, выросшего в русской деревне и наблюдавшего жизнь крепостных крестьян, никогда не знавших чистого постельного белья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий