Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 26 марта 2022 г.

БОРАТЫНСКИЙ. СУМЕРКИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)


Выход последней книги Боратынского прошёл почти незамеченным. Отклики современников были редкими и в боль-шинстве своём неглубокими. 

Через полгода после выхода книги в "Отечественных записках" была опубли-кована разгромная рецензия на "Сумер-ки" Белинского. В частности, разбирая стихотворение "Последний поэт", кри-тик договорился до того, будто Бора-тынский своей книгой нанёс (ни много - ни мало) удар по науке и просвещению. Заключение Белинского сопровожда-лось намеренным оскорблением поэта тоном, манерой, уничижительными со-поставлениями.

В конечном итоге новая книга привела к новому удару судьбы, от которого и так страдавший от равнодушия и непо-нимания Баратынский оправиться уже не смог.

Между тем, хорошо известна оценка со-временных литераторов той рецензии "неистового" критика:

"Прогрессистские воззрения [Белин-ского] на литературу намутили много воды и отвратили от истинной поэзии несколько поколений читателей» (Максим Амелин).

А Александр Кушнер считает, что Бе-линский был повинен в ранней смерти Боратынского, походя «убив» его сло-вом не только в переносном смысле.

И только потомки разглядели то, что современникам не открылось в Бора-тынском. 

«В "Сумерках" лирика Боратынского, оставаясь столь же искренней и чест-ной, как прежде, преобразилась в но-вое качество – "сверхплотное" по энер-гии слова и образов, по отчётливости самосознания, по глубине мысли – и до предела постигла как свой век в перс-пективе времён, так и жизнь человече-ства в целом». 
(Валерий Михайлов).

"Перед нами человек, погружённый во тьму сумерек и подводящий итоги про-текшего дня, человек, проживший свою жизнь и спрашивающий самого себя о том, принесла ли она плоды и имеет ли хоть какую-нибудь ценность. Его ответ может показаться отрицательным: "Сумерки" – книга о больших сомнени-ях. Но пессимизм Боратынского, в силу своей искренности и правдивости, – очищающий пессимизм. Он скорее укрепляет, чем разрушает". 
(Гейр Хетсо).

А. Блок говорил, что "Боратынский опе-редил свой век". В связи с этим вспо-минается статья о Боратынском, кото-рую Пушкин начал набрасывать той же Болдинской осенью 1830 года, когда писал статью "Опровержения на крити-ки". Здесь, как и в "Опровержениях", речь идёт о современной ему русской критике и судьбе художника, стремите-льное развитие которого опережает эс-тетический уровень своего времени. Кажется, был бы жив Пушкин, он бы смог по достоинству оценить послед-нюю книгу своего друга – выдающийся литературный памятник сложнейшего периода русской общественной и куль-турной жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий