Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 12 марта 2022 г.

ХЛЕБНИКОВ -ВОЛЖАНИН


*
Волны Волги, точно волки,
Ветер бешеной погоды.
Вьётся шёлковый лоскут...

*
И озарю ночную высь моим
Созвучием про иволгу и Волгу...

*
... Не зубами скрипеть
Ночью долгою,
Буду плыть – буду петь
Доном-Волгою!..

Вся жизнь Велимира Хлебникова, как течение родной реки, озарена созвучием про Волгу и иволгу. Поэт родился в степях астраханских, в дельте Волги, а умер в глухой валдайской деревушке Санталово, в священных местах срединной России, где Волга берёт свой исток. Он подолгу жил с родителями в волжских городах Астрахани, Симбирске, Казани. Его отец Владимир Алексеевич Хлебников, имевший большое влияние на поэта, был организатором и первым директором Астраханского природного заповедника.

Волжанин Велимир Хлебников любил Волгу как символ России, край великой истории, поэзии, реку – кормилицу народа. Волга – неизменная героиня его произведений на протяжении всего недолгого периода его творческой активности.

Из волжской дельты родилась поэма "Хаджи-Тархан" (1912), основанная на событиях и преданиях, связанных с историей Астрахани. 

Природа и национально-историческое своеобразие этого края – смешение русско- европейского и азиатского, драматизм исторических событий сильно повлияли на склад личности и мировоззрение поэта. "Хаджи-Тархан" – историко-философская поэма, в которой переплелись характерные для творчества Хлебникова мотивы: глубинная связь России и Азии (Востока), благотворное смешение культур, обычаев, нравов, религий.

Где Волга прянула стрелою
На хохот моря молодого,
Гора Богдо своей чертою
Темнеет взору рыболова.
Слово песни кочевое
Слуху путника расскажет:
Был уронен холм живой,
Уронил его святой, —
Холм, один пронзивший пажить!..

... Уже не реют кумачи
Над синей влагою гусей.
Про смерть и гибель трубачи,
Они умчались от людей.
И Волги бег забыл привычку
Носить разбойников суда,
Священный клич «сарынь на кичку»
Здесь не услышать никогда.
Но вновь и вновь зеленый вал
Старинной жаждой моря выпит,
Кольцом осоки закрывал
Рукав реки – морской Египет...

Мотив Волги, которую поэт называл "рекой индоруссов", и память о казацкой вольнице Степана Разина, а фигура и личность Разина были очень значимы для Хлебникова, звучит и в другой его поэме – "Уструг Разина" (1922), написанной уже зрелым и опытным мастером. Эта поэма – одно из последних произведений поэта.

В 1921 году в Поволжье смертоносно бушевал голод, унёсший миллионы жизней. Зловещая беда истерзанной России отозвалась во всём мире болью и состраданием. Стихотворения Хлебникова, написанные в это время в Пятигорске, – это страстная публицистика, крик отчаяния и негодования одновременно, произведения огромной силы:

***
Волга! Волга!
Ты ли глаза-трупы
Возводишь на меня?
Ты ли стреляешь глазами
Сёл охотников за детьми,
Исчезающими вечером?
Ты ли возвела мёртвые белки
Сёл самоедов, обречённых уснуть,
В ресницах метелей,
Мёртвые бельма своих городов,
Затерянные в снегу?
Ты ли шамкаешь лязгом
Заколоченных деревень?
Жителей нет — ушли,
Речи ведя о свободе.
Мёртвые очи слепца
Ты подымаешь?
Как! Волга, матерью,
Бывало, дикой волчицей
Щетинившая шерсть,
Когда смерть приближалась
К постелям детей —
Теперь сама пожирает трусливо детей,
Их бросает дровами в печь времени?
Кто проколол тебе очи?
Скажи, это ложь!
Скажи, это ложь!
За пятачок построчной платы!
Волга, снова будь Волгой!
Бойко, как можешь,
Взгляни в очи миру!
Глаждане города голода.
Граждане голода города.
Москва, остров сытых веков
В волнах голода, в море голода,
Помощи парус взвивай.
Дружнее, удары гребцов!

Стихи были напечатаны как воззвание о помощи голодающим:

Трубите, кричите, несите!

... Вы думаете, что голод — докучливая муха
И её можно легко отогнать,
Но знайте — на Волге засуха:
Единственный повод, 
чтобы не взять, а — дать.
Несите большие караваи
На сборы «Голодной недели».
Ломоть еды отдавая,
Спасайте тех, кто поседели!
Волга всегда была вашей кормилицей,
Теперь она в полугробу.
Что бедствие грозно и может усилиться —
Кричите, кричите, к устам взяв трубу!
1921

Комментариев нет:

Отправить комментарий