Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 12 марта 2022 г.

БОРАТЫНСКИЙ. ЖЕНИТЬБА

Анастасия Львовна Энгельгардт

Весной 1825 года Баратынский был произведён в офицеры. А без малого через год, уладив все дела, подал в отставку и вскоре женился на старшей дочери генерал-майора Л.Н.Энгельгардта – Анастасии Львовне. Брак оказался прочным и счастливым. В нём родилось девять детей, двое из которых умерли в младенчестве. По свидетельству современников Анастасия Энгельгардт не отличалась красотой (хотя на портрете, по-моему, вполне симпатичная женщина), была умна, имела тонкий вкус, обладала мягким характером и прекрасной душой. 

Кроме того, брак принёс Баратынскому материальное благополучие и прочное положение в свете. В семейной жизни сгладилось всё, что было в нём буйного и мятежного. Л.Н.Энгельгардт искренне привязался к зятю, который стал для него, как сын. В письме к другу в 1828 году Баратынский писал: "Живу тихо, мирно, счастлив моей семейственною жизнью...".

А вот наблюдение Сергея Львовича Пушкина, которым он делится в письме к дочери Ольге:

"Видим Баратынских в Москве очень часто; не зная бессонных ночей на балах и раутах, Баратынские ведут жизнь самую простую: встают в 7 часов утра во всякое время года, обедают в полдень, отходят ко сну в 9 часов вечера и никогда не выступают из этой рамки, что не мешает им быть всегда довольными, спокойными, следовательно, счастливыми".

Наверно, именно такая жизнь была пределом желаний женатого Пушкина, когда он писал про "покой и волю", когда мечтал вырваться из оков высшего света, поселиться в деревне и спокойно заниматься творчеством...

Евгений Баратынский. Она

Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами — с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.

Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей
Какое-то влечёт очарованье
К её ногам и под защиту к ней.

Когда ты с ней, мечты твоей неясной,
Неясною владычицей она:
Не мыслишь ты, — и только лишь прекрасной
Присутствием душа твоя полна.

Бредёшь ли ты дорогою возвратной,
С ней разлучась, — в пустынный угол твой,
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской.
1827

***
О, верь: ты, нежная, дороже славы мне.
Скажу ль? мне иногда докучно вдохновенье:
Мешает мне его волненье
Дышать любовью в тишине!
Я сердце предаю сердечному союзу:
Приди, мечты мои рассей,
Ласкай, ласкай меня, о друг души моей!
И покори себе бунтующую музу.
1832 

Комментариев нет:

Отправить комментарий