Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 10 августа 2022 г.

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА. ГУНИБ

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА
Г. Гуниб

Гуниб – самая высокая горная вершина Дагестана, и так же называется один из дагестанских аулов. Аул находится на высоте 1,5 тысячи метров над уровнем моря, на Гунибском плато, наибольшая высота которого составляет 1,8 тысяч метров.

В XIX веке здесь произошли важные события Кавказской войны. Природная Гунибская крепость стала последним оплотом имама Шамиля, она была взя-та русскими войсками 25 августа 1859 года.

Знаменитой Гунибской электростанции на реке Каракойсу, построенной в 2005 году, присвоено имя Расула Гамзатова.

Расул Гамзатов. Гуниб

Вот я снова стою
На знакомой кремнистой вершине,
Здравствуй, славный Гуниб,
Дагестана живая краса!
Подо мною аул,
Где всегда на зелёной равнине,
Словно солнечный свет,
Мне цветы обжигают глаза.

Я дышу высотой. 
Облака мне ложатся на плечи. 
Слышу вздохи Койсу – 
Ледяной своенравной реки. 
И, как верных друзей, 
Тополя обнимаю при встрече 
И приветствую горы 
Торжественным взмахом руки. 
Я готов, словно в детстве, 
Влезать на деревья с весельем, 
Слушать эхо в горах, 
По стремительным кручам сбегать, Засыпать на меже, 
Беззаботно бродить по ущельям 
И аульской девчонке 
В любви признаваться опять. 

Ты прекрасен, Гуниб, 
Что с твоей красотою сравнится? 
Я за то благодарен 
Своей беспокойной судьбе, 
Что под небом твоим 
Довелось на земле мне родиться, 
И в разлуке всегда 
Моё сердце стремится к тебе.

Здесь орлят обучают 
Орлицы летать на свободе, 
И хранят сыновья 
В своих душах заветы отцов. 
Здесь немало преданий 
Живёт в моём гордом народе, 
И чунгуры поют 
О немеркнущей славе бойцов, 
Про геройских мужей, 
Что во имя свободы и мира, 
Бросив громкий свой клич 
По аулам в родимом краю, 
Разгромили в сраженье 
Персидского шаха Надира, 
Отстояв свои горы – 
Исконную землю свою. 

Знаю: предки мои 
Были люди, видавшие виды, 
Сохраняют легенды 
О них знаменитую быль. 
Спят под камнем седым 
Шамиля боевые мюриды, 
Но живёт среди горцев 
С царём воевавший Шамиль. 

Мой Гуниб дорогой, 
Я люблю твоё гостеприимство, 
Твои звонкие песни, 
Прекрасных твоих дочерей 
И рассказы ашугов 
О нерасторжимом единстве 
Твоих подвигов прошлых 
И подвигов нынешних дней. 

Назову твоё имя – 
Я слышу в нём сад соловьиный. 
Пусть тебя, мой Гуниб, 
Стороною обходит беда, 
Пусть любуется солнце 
На долы твои и вершины, 
Отраженье которых 
Ношу в своём сердце всегда.
1949
(Перевод с аварского Я.Козловского)

Комментариев нет:

Отправить комментарий