Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 10 августа 2022 г.

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА. ЗВЕЗДА

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА
З. Звезда

Звёзды ночи, звёзды ночи
В мой заглядывают стих,
Словно очи, словно очи
Тех, кого уж нет в живых...

Горец, верный Дагестану,
Я избрал нелёгкий путь.
Может стану, может стану
Сам звездой когда-нибудь...
1962
(Перевод с аварского Я.Козловского)

В середине прошлого века началось ак-тивное освоение космоса. 12 апреля 1961 года оказалось самым прекрас-ным мгновением ХХ века. Границы про-странственного передвижения челове-чества значительно раздвинулись: не только из города в город, из страны в страну, с одного континента на другой, но и – на околоземную орбиту, с Земли на Луну, с одной планеты – на другую, с одной звезды на другую звезду...

Расул Гамзатов в это время довольно часто обращается к звёздам и вводит их в своё творчество: стихотворение «Звёзды», книги «Высокие звёзды» (1962), «И звезда с звездою говорит» (1964), поэма «Звезда Дагестана» (1963), эпиграфом к которой поэт ста-вит лермонтовскую строчку...

Расул Гамзатов. Звезда Дагестана
(отрывки из поэмы)

... С той поры цветёт моя земля
Вместе с землями всего Союза.
И звучат порой в стенах Кремля
Струны гидатлинского кумуза.

И на языке отцов поэт
Песнь поёт, и внемлют дагестанцы,
Пламенем пленяют белый свет
Наши огнедышащие танцы.

И на берегах чужих морей,
В Сингапуре, в Токио, повсюду
Дагестанской песнею своей
Был понятен я простому люду.

Где я только не был, но всегда,
В устье Сены или в бухте Нила,
Наша дагестанская звезда
Среди тысяч с неба мне светила!..

...Я готов поклясться головой:
Пусть аварцев всех на свете горстка –
И у нас родится Глинка свой,
И умы встревожит Пушкин горский.

И пилоты звёздных кораблей,
Врезываясь в небо голубое,
Может быть, напев страны моей
В память о земле возьмут с собою.

Поплывёт за тридевять земель
Песнь, рождённая на горных склонах,
И однажды горский Рафаэль
Нарисует горскую мадонну...

Долго шёл народ мой без дорог,
Слишком много испытал он горя:
Современник, мы нашли исток,
Наши сыновья дойдут до моря.

Вам, потомки, жить и песни петь,
Брать вершины, набирая силу,
Мы в поэзии добыли медь,
Вы найдёте золотую жилу.

Снова полночь. Я гляжу в зенит,
Перечёркнут мир дорогой Млечной,
И звезда с звездою говорит,
Переняв повадки человечьи.

Первых и не первых величин,
Блещут звёзды в небесах, и знаю:
На снега моих родных вершин
Смотрит вниз звезда моя родная.

Как всегда, горит она впотьмах,
Осеняет землю добрым взглядом,
Ей не тесно в звёздных небесах,
И другой звезде не тесно рядом.

Хватит места ей и всем другим
В небесах, как на земле поэтам.
О моя звезда, гори своим
Слабым, но неповторимым светом. 
(Перевод с аварского Наума Гребнева)

Комментариев нет:

Отправить комментарий