Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 10 августа 2022 г.

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА. ЕГИПЕТ

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА
Е. Египет

Одним из самых ярких событий в рам-ках перекрестного Года гуманитарного сотрудничества между Россией и Егип-том стало открытие весной 2021 года бюста Народному поэту Дагестана Ра-сулу Гамзатову в центре столицы госу-дарства – городе Каире, в парке Эль-Хуррия (Свобода) рядом с Каирской оперой. Расул Гамзатов неоднократно бывал в Египте и дружил со многими писателями и деятелями культуры этой страны.

Памятник создан известным египет-ским скульптором, членом Ассоциации выпускников российских и советских вузов Усамой ас-Серуи. Художник пре-поднёс выполненную им скульптуру в дар городской администрации. 

Расул Гамзатов. Стихи о счастье

2.
Приветливо солнце, широки дороги
На доброй земле, где я рос и живу.
Где если кому я и кланяюсь в ноги,
То только цветам, которые рву.

Но пусть даже будет дорога шире
И солнце светит ещё светлей,
Не быть мне счастливым, 
покуда в мире
Столько горя и бед у людей.

Что делать со счастьем 
моим необъятным,
Которым жизнь одарила меня,
Если где-то, я знаю, друг мой и брат мой
Не видит ни солнца, ни светлого дня?

Иду по земле я, свободный, крылатый,
Но что мне свобода, если опять
Ведут моего чернокожего брата
Не то судить, не то линчевать?!

Для родины мир завоёван нами.
Но в мире и нынче грохочут бои,
И видится мне, 
как в горящем Вьетнаме
Под пулями падают братья мои.

И предо мною, худы, необуты,
Проклиная судьбу свою и беду,
Люди лежат на панелях Калькутты
И видят хлеб в предсмертном бреду.

Нет, я не счастлив и счастлив не буду,
Пока – пусть на том, на чужом берегу –
Умирают от голода эти люди
И я их никак спасти не могу.

Мне надо, чтоб в мире многострадальном
Солнце, вставая в предутренней мгле,
Грело братьев моих 
и близких и дальних,
Как греет меня на этой земле.

Чтобы не звон засовов острожных,
А всюду слышались песни и смех.
На свете столько счастья возможно,
Что, честное слово, хватит на всех.
1977
(Перевод с аварского Наума Гребнева)

Комментариев нет:

Отправить комментарий