Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 18 августа 2022 г.

СТРАНСТВИЯ РАСУЛА ГАМЗАТОВА. МОСКВА

Здание Литературного института имени М.Горького, в котором в 1945-1950 гг. учился Расул Гамзатов

СТРАНСТВИЯ С РАСУЛОМ ГАМЗАТОВЫМ. МОСКВА

...Где б я ни был,
Чтоб ни плыло мимо –
Горы ль воды, льды ли, острова, –
Мы с тобой вовек неразлучимы,
Мы всегда с тобой, моя Москва.
("Прощанье". 
Перевод с аварского Наума Гребнева)

Это потом будут учёба в Литературном институте имени М.Горького, годы жизни в столице, памятная доска на доме, в котором жил поэт, и памятник на Яузском бульваре...

Мемориальная доска в честь Народно-го поэта Дагестана в доме на улице Тверской 

А начинался роман с Москвой в детские годы в далёком маленьком ауле Цада:

***
Я помню, как в детстве,
Когда я заплачу порой,
И, слёз не жалея,
От нечего делать реву,
Меня не игрушкой 
отец успокаивал мой,
Он скажет бывало:
– Смотри, не поедешь в Москву. –
И я умолкаю,
Не зная страшнее угроз,
Со щёк вытирая 
ленивые капельки слёз...
(Перевод с аварского Я.Козловского)

А после войны был первый приезд в Москву для учёбы в Литературном институте, впечатления от которого отразились в одном из ранних стихотворений:

Расул Гамзатов. Впервые в Москве

Выпускают в бездну облаков
Молодых орлят орлы степные.
И, питомец снеговых хребтов,
Я, Москва, пришёл к тебе впервые.

Лучше, чем родимый мой Кавказ,
Говорят, нет края для поэта.
Но Москву увидя в первый раз,
В первый раз я усомнился в этом.

Так прими к себе меня. Я тут,
Город – сердца моего столица.
Ручейки по капелькам текут
Для того, чтобы с потоком слиться,

И не потому, что одиночку, 
там, средь гор,
В моём краю далёком,
Я хочу быть капелькой потока,
Если ты – похожа на поток.
(Из книги "Земля моя". 1948
Перевод с аварского Наума Гребнева)

Памятник Расулу Гамзатову в центре Москвы на Яузском бульваре 

Комментариев нет:

Отправить комментарий