Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 17 августа 2022 г.

СТРАНСТВИЯ РАСУЛА ГАМЗАТОВА. КАРЛОВЫ ВАРЫ

СТРАНСТВИЯ С РАСУЛОМ ГАМЗАТОВЫМ. КАРЛОВЫ ВАРЫ

Карловы Вары – самый популярный чешский курортный город, известный множеством горячих источников (с разной температурой – от 30' до 72'С) минеральной воды, обладающей целеб-ными свойствами. 

Писатели любили этот город, часто сю-да приезжали, подолгу жили в нём и принимали здесь курортное лечение. 

Князь Пётр Андреевич Вяземский, при-езжал в Карлсбад (старое название го-рода) в 1852 году. Он провёл здесь нес-колько лет и посвятил городу множест-во стихотворений и дневниковых запи-сей. 

Гёте был влюблён в Карловы Вары. Он приезжал сюда тринадцать раз и напи-сал здесь несколько своих выдающих-ся произведений. Поэт говорил, что для него на свете существовало только три места, где ему хотелось бы жить. Это Веймар, Рим и Карловы Вары.

В Карлсбаде лечился Николай Василье-вич Гоголь.

В середине 60-х годов прошлого века в Карловы Вары приезжал Расул Гамза-тов, который в здешней природе нахо-дил что-то общее с родным Кавказом и, возможно, поэтому скучал здесь по родрным местам и близким людям.

***
Мне не кажутся Карловы Вары 
с вершины
Сочетаньем домов, и деревьев, и лиц...
Предо мною белеет вдали не долина,
А тарелка с десятком куриных яиц.

Горы, горы... 
Верхушки деревьев под ними,
По зелёному склону прошита тропа.
Только рыжую голову 
солнце поднимет –
И уже поднимается к солнцу трава.

Я запомнить хочу необычную землю,
Где, как равная, с осенью дружит весна.
Глянешь вверх – 
по-весеннему свежая зелень,
Глянешь вниз – 
желтизна, желтизна, желтизна.

Пробегает по склону 
спокойный и скромный,
Не изведавший силы своей ветерок,
И ладонь окропляет зелёною кровью,
С материнскою веткой расставшись, листок.

Здесь весна... 
Но минувшую осень я вижу
И покрытые жёлтой листвой деревца.
И ко мне придвигаются ближе и ближе
Дорогие черты дорогого лица.

И в руках – 
не зелёная хрупкость листочка,
А для песни готовое поле листа...
Только где бы я ни был, 
без маленькой дочки
Мне казалась неполной всегда красота.

Все дороги земли 
приведут к Дагестану,
Все дороги любви 
мне напомнят о нём...
Я с вершины чужой, 
как тоскующий странник,
Всё хочу разглядеть 
мой покинутый дом...
1964
(Перевод с аварского И.Озеровой)

Комментариев нет:

Отправить комментарий