Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 13 августа 2022 г.

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА. ФРАНЦИЯ

АЗБУКА РАСУЛА ГАМЗАТОВА
Ф. Франция

Мне стал Париж родней и ближе,
Когда осеннего числа
Гвоздики алые в Париже
Мне девушка преподнесла.
(Расул Гамзатов. Моя родня. Перевод с аварского Я.Козловского)

Франция в лирике Расула Гамзатова ограничена Парижем и Версалем. Но так как они и есть Франция, не станем её игнорировать. И потом, столько страсти, любви и восхищения, как к этому городу, кажется, не высказано у поэта ни к одному из других посещён-ных им городов.

Расул Гамзатов

* * *
В тебя я вновь влюблён и очарован... 
Такого не бывает – говоришь? 
Но в каждый мой приезд 
волшебным, новым, 
Загадочным мне кажется Париж. 
  
Бывает так. Живёшь, живёшь на свете. 
Идёт весна – и словно в первый раз 
Ты чувствуешь, как молод этот ветер 
И нов капели сбивчивый рассказ. 
  
Впервые я пишу стихотворенье – 
Хотя пишу стихи давным-давно. 
Пусть много было 
радостных волнений, 
Но помню лишь последнее – одно. 
  
Бывает так... Ни убыли, ни тленья 
Не знает страсть, 
рождаясь вновь и вновь. 
Ты – первое моё стихотворенье 
И первая, бессмертная любовь.
(Перевод с аварского)

Вот такое признание в любви без оглядки на малую родину, что для Расула Гамзатова большая редкость... 

Только я об этом подумала, как встре-тился мне сонет, напрочь опровергаю-щий эту мысль. Где бы ни был и как бы увиденное ни восхищало поэта, душой и сердцем он дома, с любимыми близ-кими.

***
В музейных залах – 
в Лувре и в Версале,
Где я ходил, бывало, много дней,
Меня мадонны строгие смущали
С тобою странной схожестью своей.

И думал я: как чьё-то вдохновенье,
Чужое представленье красоты
Могло предугадать твои черты
За столько лет до твоего рожденья?

Вдали от края нашего встречать
Красавиц доводилось мне немало,
Но в них твою угадывал я стать.

И я того не мог понять, бывало,
Как эти дочери чужой земли
Твою осанку перенять могли?
(Из книги "Сонеты". 1973
Перевод с аварского Наума Гребнева)

Комментариев нет:

Отправить комментарий